Милютенко Н.И. 
"Гардская" версия происхождения Рагнара Кожаные Штаны.
(Сага о Скъёльдунгах)

В конце XII - начале XIII вв. в скандинавских странах резко возрастает интерес к отечественной истории. Тогда появляются первые крупные обобщающие труды как на древнесеверном, так и на Латыни. На родном языке, соответственно использую только саговый материал писали исландец Снорри Стурлусон и неизвестный датский автор Саги о Скъёльдунгах, на латинском швед Свен Аггесон и датчанин Саксон Грамматик. Целый ряд сочинений XI-XIII вв. до нас не дошел, и мы можем судить об их содержании лишь по ссылкам других авторов. Интересующая нас Сага о Скъёльдунгах сохранилась частично в составе так называемого "Избора о древних конунгах" (Sogubrot af fornkonungom), частично в пересказе исландского историка XVII в. Йона Арнгрима, прежде всего в его "Rerum Danicarum. Fragmenta".

Хотя подобно Свену Аггесону и Саксону Грамматику Арнгрим использует всю совокупность латинских источников, современных описываемым им событиям VIII-X вв., он большое значение придает и сведениям саг. В интерпретации этой группы источников он во многом расходится как с Саксоном Грамматиком, впервые в полном объеме соединившем этот материал с данными франкских анналов, так и со своими современниками. Особо ценно то, что Арнгрим использовал как источник Сагу о Съкёльдунгах. Она единственная говорит о прадеде Рагнара Лодброка - Радбарде, конунге Гардарики.

Существуют три саговые генеалогии Рагнара Кожаные штаны: у Снорри Стурлусона, в Саге о Хёрвер и Хейджреке и в Саге о Скъёльдунгах. Все они выводят его по женской линии от конунга Швеции, Дании и части Норвегии Ивара Широкие объятия (сер. VIII в.) и опять по женской линии делают его предком первого конунга объединенной Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Возможно, что Рагнар действительно по женской линии являлся потомком Ивара, но несомненно, что в XII в. это родство представляли себе более чем туманно. Характерно, что ни сага о Рагнаре Кожаные штаны, ни Сага о его сыновьях вообще не распространяются на эту тему, они поминают лишь его отца Сигурда Кольцо. Однако, авторам больших компендиумов XII в. этого казалось мало. Нас интересует вариант его генеалогии, предложенный автором Саги о Скъёльдунгах.

Единственная дочь конунга Ивара Широкие объятия Ауд первым браком выходит замуж за Рёрика. Он становится отцом Харальда Зуба битвы. Рассорившись с отцом после смерти мужа, она бежит в Гардарики, где выходит замуж за тамошнего конунга Радбарда. От этого бракак рождается Рандвер, отец Сигурда Кольцо, дед Рагнара Кожаные штаны. Радбард возвращается со своей женой в Швецию и восстанавливает права ее и пасынка.

После смерти Ивара конунгом становится Харальд Зуб битвы, вскоре рассорившийся со своим племянником Сигурдом Кольцо. Столкновение конунгов кончается знаменитым Бравельским боем, после которого они заключают мир. Сигурд становится преемником Харальда, а ему в свою очередь наследует Рагнар.

Так как Рагнар, как и его сыновья упоминаются в современных английских и франкских источниках, то мы моежем приблизиетльно датировать его жизнь. Рагнар погиб в Англии между 866 и 870 гг. Его сыновья Ивар Безкостный и Убба в 870 г. совершили поход в Англию, где убили короля Эдмунда Святого, после чего Ивар некоторое время там правил. Сигурд и Хальфдан, сыновья Рагнара, в 873 г. заключили мир с королем Западных франков Карлом Лысым, а в 878 г. напали на города по Рейну. Таким образом время жизни его прадеда Раюбарда падет на середину VIII в., и он является одним из первых конунгов Альдейгьи (Ладоги), так как другого такого крупного центра на Руси, связанного с Восточной Швецией мы на знаем.

Однако, стройная и внутренне непротиворечивая версия Саги о Скъёльдунгах рассыпается при сравнении с другими источниками, Во-первых, разные саги называют разные имена дочери Ивара и совсем других мужей. Деда Сигурда Кольцо называют то датчанином, то норвежцем Само отождествление конунгов Сигурда и Кольцо (Hring) - проблематично. В анналах VIII в. действительно упоминаются Annulo (Кольцо) и его дядя Харальд Старший (Herioldus) . Но они не являются противниками. Наоборот, Кольцо (Annulo) после смерти Готрика Старшего в 814 г. борется за власть в Дании со своим кузеном Сигурдом. Недаром хорошо знавший латинский материал Саксон Грамматик не принимал отождествления Ринга и Сигурда. Вторая сложность - тождество Рагнара и конунга по прозвищу Кожаные штаны (Lodbrok), так как в анналах VIII в. фигурирует только оно, а не имя. Героя саги о Рагнаре Кожаные штаны с Лодброком объединяет лишь гибель в Англии, но описывается она по-разному.

При сравнении различных вариантов генеалогий вырисовывается одна общая задача - увязать вместе наиболее известных исторических персонажей, реальные отношения между которыми на самом деле были не известны. Делалось это простым методом создания родственных или хотя бы свойственных связей между наиболее знаменитыми и могущественными конунгами. И здесь очень важен выбор именно Радбарда из Гардарики наравне с Иваром Широкие объятия в предки Рагнара Кожаные штаны. Очевидно, датский создатель Саги о Скъёльдунгах обладал какими-то сведениями об Гардском правителе, позволившими ему включить его в легендарную генеалогию Рагнара.

Есть еще один довод в пользу независимости сведений о Радбарде от основного текста Саги о Скъёльдунгах. В конце VIII-начале IX вв. судя по данным Жития Ансгара шла борьба между Датскими и восточно-шведскими конунгами за контроль над выходами к Балтийско-Волжскому пути. Восточная Европа, и в частности Ладога, были связаны со шведской Биркой, а не с Данией. В саге Ауд обращается к Радбарду как к независимому от Ивара правителю. Этот мотив противоречит остальному материалу той же саги, где Ивар показан как конунг всей Дании и Швеции. Из анналов мы знаем, что это действительно было не так (Smyth P.A. Scandinavian kings of the British Isles. 1977) Похоже, что здесь использован материал самостоятельной саги. Был ли Радбард ее единственным героем, и насколько верно передано его имя, сильно напоминающее прозвище (Radbardr - Рыжебородый), сейчас уже установить не возможно.

Доклад на 4 чтениях памяти Анны Мачинской

 

 

Библиотека > Тексты